Использование видеоуроков в преподавании предметов естествнно-научного цикла

Каким должен быть видеоурок, чтобы его можно было максимально удобно использовать на уроке?           
Почему возникает такой вопрос? А потому что, когда начинаем использовать видеоуроки на практике, мы сталкиваемся с рядом проблем. Поэтому у людей, которые разрабатывают или собираются разрабатывать собственные видеоуроки, появляются эти вопросы.
  1. Сколько времени оптимально должен длиться видеоурок?
  2. Нужна ли в видеоуроке встроенная физкультминутка?
  3. Какая музыка должна сопровождать физкультминутку?
  4. Урок лучше делать для фронтального или индивидуального просмотра?
  5. Нужно ли в самом видеоуроке задавать домашнее задание?
  6. Нужно ли делать отдельные видеофрагменты для повторения?
  7. Нужно ли встраивать в видеоуроки вопросы или даже тесты, которые будут обеспечивать обратную связь?
Имея определенный опыт работы с использованием видеоуроков, я хочу высказать свое мнение по этому вопросу и обязательно послушать мнение всех педагогов, которые сталкивались с подобным способом работы.
Я считаю, что видеоурок не должен превышать 10-14 минут, потому что, в этом случае чаще всего не хватает время на практику, да и внимание учащихся столь не удерживается. Но здесь можно выделить возрастные рекомендации. Например, для учащихся помладше нужно делать видеоуроки короче, для старших классов можно разделить теорию и практику, поэтому видеоурок можно сделать немного длиннее. Хотя программа построена таким образом, что это не всегда удается. Дело в том, что очень много материала мы должны дать и останавливаемся перед выбором или убрать часть материала или потратить больше времени на объяснение. Но оптимально время видеоурока не более 15 минут.
Физкультминутки можно убрать или установить возможность выбора в видеоуроке. Т. е. урок останавливается в определенном моменте и предлагается продолжить просмотр или выполнить упражнения физкультминутки. Но физкультминутка не всегда удобна, потому что неизвестно когда она должна быть. Ведь просмотр видеоурока можно сделать и вначале и в конце урока. Поэтому для  физкультминутки  нужно выделить отдельный фрагмент урока, т.е. исключить её из самого видеоурока, либо сделать отдельное меню с физкультминутками и включать их по мере необходимости, а можно и вовсе просто провести физкультминутку без каких либо заставок, т.к. отдыхать во время них особенно должны глаза. Музыка всем нравится разная, поэтому этот выбор так же должен остаться индивидуальным..
Урок лучше делать для фронтального или индивидуального просмотра? На этот вопрос у меня однозначного ответа нет.  Как показала практика, когда мы даем видеоурок фронтально, т.е. демонстрируем его с учительского компьютера, то мы полностью управляем этим процессом и обеспечиваем сохранность времени на уроке. Если же видеоурок давать для индивидуального просмотра, то мы получаем большой плюс — учащиеся изучают тему с учетом индивидуальных особенностей, т.е. могут прокрутить и просмотреть какой нибудь непонятный момент, включить его для повторения во время выполнения практики и т. д. Но здесь мы рискуем  потерять время и возникает техническая особенность — нужны наушники на каждый компьютер.
Домашнее задание из видеоуроков можно  убрать.. Без него видеоурок становится более универсальным, т.е. вы его сможете давать для любого класса и в любом учебном году. А домашнее мы можем дать на доске или, что еще лучше и удобнее, дать его в виде сообщения с помощью программы NetOpSchool. Это сообщение появляется поверх всех окон на компьютерах учащихся. Учащимся не нужно всматриваться в написанное на доске домашнее задание, а учитель экономит время на написание этого домашнего задания, просто скопировав фрагмент текста из плана урока.
Было бы неплохо сделать небольшие видеофрагменты для каждой темы, для того что бы у учащихся была возможность самостоятельно повторить материал и не ждать ответа учителя.
Для обеспечения обратной связи мы можем воспользоваться различными сервисами, например: TED-Ed (инструкция здесь) или Wizer.Me (инструкция здесь)

Примеры видеоуроков:

  - Круговорот кислорода в природе;

  - Валентина Терешкова;

 - Видеоурок по биологии "Роль гормонов в обмене, росте и развитии  организма;

 - Материалы к уроку химии 8 класса "Простые вещества - металлы"

Работы коллег по MK Science Slam. от 24.03.2016 на Галактике Intel:

- Уникальные свойства воды
- Гетероциклические соединения
- Альдегиды и кетоны
- Строение цветка
 - Как вырастить кристаллы
- Техника безопасности на уроках химии
- Глаз и зрение
- Великий селекционер
- Приметы весны
Таким образом мы можем  встроить в свои видеоуроки вопросы или даже тесты, которые будут задаваться по ходу урока. Это будет очень полезно для видеоуроков, которые мы предоставим для индивидуального просмотра, а так же можно будет использовать при фронтальном предоставлении материала, передав управление одному из учащихся либо самостоятельно спрашивая мнение всего класса. Так мы сможем поддержать должное внимание при объяснении материала, но с другой стороны подобные видеоуроки разрабатываются несколько сложнее и дольше.
Вот некоторые выводы, которые я сделала для себя, занимаясь разработкой и использованием  в своей работе видеоуроков.
Научиться делать видеоуроки может каждый. Это не сложнее чем создать презентацию,  просто нужно получить определённые знания.
Еще осталась масса незатронутых, но тем не мнения возникших у многих вопросов. Например, каким должно быть объяснение, что использовать для повышения наглядности, каким должен быть темп урока, и т.д….
Уважаемые коллеги,  жду ваших предложений в комментариях по вопросу: «Каким должен быть видеоурок для удобства его использования на уроках?»
Источники:
http://videouroki.net/view_post.php?id=62
http://www.movavi.ru/support/how-to/what-video-format-is-the-best.html
http://2016slam.blogspot.ru

Что такое формат видео и какой из них лучше
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE

Blendspace  - еще инструмент  для создания видео

Пример   ":Биологические полимеры"